Статьи


liveinternet.ru
sltlalllklerl
Культ кино
сообщество Andrey Tarkovskiy
Кинотеатр


КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЙ ДИССИДЕНТ

Об Андрее Тарковском

Судьба Андрея Тарковского сложилась трагично: мировое признание не помешало советским властям травить его. В результате он был вынужден остаться за границей и от разлуки с родиной, с сыном глубоко страдал. Теперь, после его смерти, кажется, все поняли, что искусство потеряло гения. Это поняли даже те, кто нещадно критиковал Тарковского, мешал ему жить и творить.

"Художник начинается тогда, когда в его замысле возникает особый образный строй. Только при наличии собственного взгляда режиссер становится художником, а кинематограф - искусством". Эти слова Андрея Тарковского можно было бы поставить эпиграфом его собственного творчества.

Он снял 7 фильмов - всего 7 фильмов, если не считать студенческих работ. Но каждый из них стал шедевром. Ибо уже с самого первого фильма "Иваново детства" стало ясно, что родился уникальный художник с тем самым "особым образным строем", особым киноязыком. Не случайно эта лента молодого режиссера сразу получила "Золотого льва" Венецианского кинофестиваля", что повергло в изумление многих, особенно в СССР.

Поэтический, метафорический кинематограф, который теперь мы называем "авторским" или "элитарным", был тогда, в 60-е годы, почти неведом советскому зрителю. Кино было простым и доступным, с ясным сюжетом и четкой идеей. Советское кино почти всегда воспевало трудовой или военный подвиг на благо Родины. А здесь - совсем другое. "Сейчас трудно явление Тарковского свести к сумме признаков, - считает кинокритик Андрей Шемякин. - Все знают, как выразительны в его фильмах длинные планы с его особым умением подмечать мельчайшие явления жизни в них. Он шел от экспрессивной образности, как в фильме "Иваново детство", который явился потрясением, открытием в 60-е годы, к исповедальности в фильмах "Зеркало", "Ностальгия". Герой "Ностальгии" - это alter ego самого Тарковского. Это первый фильм, снятый им за границей, он передает тоску человека, оторванного от родных корней.

Андрей Тарковский родился в деревне близ маленького русского города на Волге Юрьевца. Потом в детстве несколько лет жил в этом чудном старинном городке (теперь там открыт музей режиссера). Он любил Россию, причем именно Россию провинциальную - церквушки и бревенчатые избы малых городов, ну и, конечно, деревню с ее тишиной и необъятными просторами. Аромат русской глубинки, наивность и чистота ее людей - все это есть в его фильмах. Режиссер Евгений Цымбал, работавший с Тарковским, очень хорошо оказал: " У него мир учился постижению того, что есть русская душа". К тому же Тарковский был человеком религиозным, православным, и его жизнь прошла в постоянных духовных исканиях, поиске философской истины. Нравственным проблемам человека, его отношениям с самим собой и окружающим миром по сути дела посвящены все 7 фильмов Тарковского: "Андрей Рублев" и "Сталкер", "Солярис" и "Ностальгия", "Жертвоприношение" и "Зеркало" и уже упомянутое "Иванове детство".

Вот что он сам писал, например, о фантастическом фильме "Солярис", снятом по книге Станислава Лема: "Речь идет о будущем: о жизни людей без войн, без социального угнетения, без национального неравенства, без насильного ущемления человеческих способностей. Другая важная тема любви и не только к женщине, а в более широком смысле - к отцовскому дому, к своей Земле. Человек в 21 веке видится нам отстаивающим свою духовность в столкновении с силами природы, в преодолении своих слабостей".

Андрей Тарковский, который творил в 60-80 годы был наследником великой культуры рубежа 19-20 веков, периода называемого "Серебряным веком", причем наследником прямым. Его отец - Арсений Тарковский был крупным поэтом той блистательной эпохи, а потому неудивительно, что в творчестве его сына совершенно отсутствовали черты искусства "социалистического реализма", которое единственно и поощрялось в СССР. Андрей Тарковский был почти культовой фигурой для либеральной интеллигенции, такой же, как Иосиф Бродский или Борис Пастернак, и нежелательной для официальных властей. Хотя, казалось бы, никаких пасквилей на советскую действительность в произведениях этих творцов не усматривалось, власти их явно боялись. Боялись чего? По мнению вдовы Тарковского, а с ней трудно не согласиться, "Андрей был внутренне свободным человеком, который всегда делал в творчестве то, что хочет. На него нельзя было давить, на него невозможно было повлиять, и эту внутреннюю свободу власти не могли ему простить". Ему не давали работать, а если и давали, то всячески препятствовали показу его фильмов, какой бы то ни было рекламе его творчества. Его картины на родине никогда не получали премий, хотя за рубежи он удостаивался престижных призов и Каннского, и Венецианского и других фестивалей. Его словно "не замечала" советская пресса, а если и замечала, то только в русле огульной критики. Таким образом, власти как бы выталкивали его из страны. Тарковский в буквальном смысле вынужден был остаться за рубежом. В Италии и в Швеции он снял 2 фильма - "Ностальгия" и "Жертвоприношение". Но увы, не обрел за рубежом счастья. Советские власти не отпустили к Тарковским сына, и разлука с ним делала жизнь режиссера невыносимой. Выпустили Андрея-младшего к отцу только тогда, когда тот был смертельно болен. В 1986 году Андрея Тарковского не стало. Уже начиналась перестройка, в Россию пришла долгожданная свобода. Казалось еще немного и он сможет вернуться на родину и спокойно здесь работать, снимать совершенно другие, новые фильмы, потому что его последняя лента "Жертвоприношение" была уже так непохожа на предыдущие…

Теперь после его смерти в России все чаще отдают дань его памяти: созданы Фонд Андрея Тарковского, Центр киноикусства и фестивапь его имени, открыты два дома-музея. Но еще важнее, что его находки в области авторского кино не прошли даром для отечественного киноискусства. Его творческими преемниками стали такие известные режиссеры, как Александр Сокуров, Александр Кайдановский, Константин Лопушанский, Иван Дыховичный. Очевидно также, что кинематограф Тарковского стал важной частью мирового кино.

"Тарковский в мировой культуре - явление открытое резонирующее, - говорит кинокритик Андрей Шемякин. - Его любимыми режиссерами были Бергман, Брессон, Бунюэль, Антониони, Феллини, Куросава. И тут налицо творческое взаимодействие. Многие из названных мастеров также высоко ценили Тарковского. Например, Бергман прекрасно сказал о Тарковском, о его способности "открыть невидимые двери туда, куда другим вход закрыт".

© Ольга Русанова

источник:   "Russian culture navigator"







Nota bene: если Вы располагаете какими-либо материалами об Андрее Арсеньевиче Тарковском или о его творчестве, Вы можете опубликовать их в сообществе посвященном А. Н. Тарковскому «А. Тарковский на лиру» или прислать мне по электронной почте.



статьи         на главную        гостевая книга        в начало статьи       дальше

(C) 2006 Если Вы заметили какие-либо ошибки или неточности, напишите мне   
 
Hosted by uCoz