liveinternet.ru
| |
|
Ностальгия Тарковского
Когда великий русский режиссер Андрей Тарковский решил добровольно покинуть Совектский Союз, Европа ждала его с распростертыми объятиями. Особенно русского изгнанника желала принять Франция, где в свое время он был отмечен призом Канского Фестиваля. Режиссер был вынужден покинуть свою страну не только из-за политических соображений, но прежде всего из-за своих личных и творческих убеждений. Художественная поэтика автора шла в разрез канонам "соцреализма". Андрея Тарковского привлекала прежде всего тайна, скрывающаяся за всем обозримым миром, загадка человеческого существа на земле, на русской земле и на иной другой. Его фильмы говорят образами, больше чем словами. Режиссер пропитывает предметы чувственностью и таинственными образами, так например, шум воды может символизировать общность среди людей. Чтобы проникнуть глубже в таины и выразить свои ощущения, режиссер предпочитает для этого Италию, а не Францию, где снимает свой предпоследний фильм - "Ностальгию" (1983), в Тоскане, на земле, где культура и природа далеки от парижских esprit de geometrie и от аккуратных пейзажев французских деревень.
Еще одной причиной, по которой Тарковский уехал из СССР стали семейные отношения. Еще будучи мальчиком Андрей остался без отца (Арсений Тарковский великий русский поэт - к сожалению мало известный в Италии). Эта тоска по отцу пройдет через всю его жизнь и творчество, и выразится в ощущении Великого Одиночества. Именно в "Ностальгии" переплетаются две важнейшие темы: прошлое, с неутихающей болью, и настоящее в поиске утраченной гармонии. Режиссер пишет: "Ностальгия, для нас, русских, не просто чувство, это смертельная болезнь, вынуждающая нас странствовать в поиске своей утерянной родины." Он находит эту родину в Италии, в удивительной гармонии холмистых пейзажей Сиены. Главный герой фильма, писатель, приезжает в Тоскану, чтобы разузнать о некоем русском музыканте 18 века, чья история любви закончилась трагично. В судьбе главного героя фильма любовь между мужчиной и женщиной так же оказывается обреченной; взамен к нему приходит иная любовь когда он оказывается на едине с фресками Мадонны дель Парто ди Пьеро делла Франческа, в долгом размышлении, ему является человек, возлогающий на него миссию, пересечь великолепную площадь Баньо Виньони - представляющую собой огромный римский бассейн -со свечей в руках, не давая ей погаснуть. Пересечение наводненной площади, становится для главного героя самой важной задачей, в которую он вкладывает всю надежду и силу для преодаление. Это задание дает возможность перекинуть мост от далекой и оплакиваемой земли к земле реальной и близкой, которая таит в своей магии секрет наших корней. Гармония заключенная в элементах воды, воздуха, земли, огня восходит к светлым и архаичным образам итальянского искусства. Перед самой смертью, сохранив пламя свечи пылающей и совершив свой путь в оба конца бассейна, в образах к главному герою являются он сам, его любимая дача, где прошло детство, и все это теперь происходит в стенах храма Сан гальяно. Этой финальной сценой, как алхимики Возраждения, Тарковский разрешает дуализм и возвращается к тому месту, где затерялось человечество и он сам, здесь он находит соединение материи и духа, востока и запада, здесь он обретает Россию.
© Адвокат Альберто Спинетти
источник: "ЭСПРЕССО AZZURRO" - Итальянская газета в Москве, номер 8(99)
Nota bene:
если Вы располагаете какими-либо материалами об Андрее Арсеньевиче Тарковском или о его творчестве, Вы можете опубликовать их в сообществе посвященном А. Н. Тарковскому «А. Тарковский на лиру» или прислать мне по электронной почте.
статьи
на главную
гостевая книга
в начало статьи
дальше
| |