Сталкер (1979)
Андрей Тарковский: «В «Сталкере» фантастической можно назвать лишь исходную ситуацию… Внутри же самой ткани происходящего никакой фантастики не будет, видимо-реальной будет даже Зона. Все должно происходить сейчас, как будто бы Зона уже существует где-то рядом с нами».
Группа людей, ведомая Сталкером, направляется в Зону — загадочную и опасную территорию, оставшуюся после посещения инопланетных существ. В глубине Зоны, за порогом некой комнаты, исполняются самые заветные желания. Только сам Сталкер, по странному условию Зоны, не вправе переступить манящий спасительный порог...
В «Сталкере» получают дальнейшее развитие те представления, которые Тарковский пытался выразить в «Солярисе». В сущности, Зона в «Сталкере» является точным повторением мира, представшего в виде космической станции в «Солярисе» Используя ключевую метафору Ницше, можно сказать, что это мир «умершего Бога»,мир,окружающий нас потерял свои божественные качества и гармонию И Тарковский возлагает надежду на человека, душа которого может стать хранительницей веры,представлений о совершенном и идеальном мире...при этом обрекая человека на отказ от самого дорого-от Дома,лишая его корней Лишь так ему видится возможность обрести гармонию, найти истинное "Только в Зоне, личность может найти для себя опору, найти то подлинное, что упрочивает ее существование, а не разрушает его" Тема Апокалипсиса, вселенской катастрофы, ведущей к окончательной гибели всего осмысленного и целостного в бытии, к окончательному воцарению хаоса и абсурда, впервые появляется во всей своей силе именно в «Сталкере»; в двух следующих фильмах она станет ведущей.
В ролях: Анатолий Солоницын, Александр Кайдановский.
подробнее...
|